ЧОУ "Православная средняя школа

Феодоровской иконы Божией Матери"

153005 г. Иваново ул. Павлова д. 15/26 +7 (4932) 37-59-24, semkrug@yandex.ru

Православное воспитание, общее образование, кадетский корпус

    Главная

    БОГАТЫРСКИЙ ДУХ ПРАВОСЛАВНОЙ ШКОЛЫ

    БОГАТЫРСКИЙ ДУХ ПРАВОСЛАВНОЙ ШКОЛЫ,
    или Мысли по поводу телеинтервью А.М.Алябьева
    (Россия-24, Иваново, 01.09.2025)

    Мне как человеку, имеющему опыт управления православным учебным заведением и осознающему все его сильные и слабые стороны, интересно разобраться, в чём состоит уникальность школы Феодоровской иконы Божией Матери и как ей удаётся много лет держаться на плаву. Во время своего интервью телеканалу «Россия-24» директор школы Алексей Михайлович Алябьев рассказал обо всём серьёзно и обстоятельно.

    Первое, о чём пошла речь, это установка школы на патриотическое воспитание. Все важные организационные события, торжественные линейки проходят перед зданием школы у обелиска павшим героям-выпускникам. Несомненно, это оказывает мощнейшее положительное влияние на психику детей и на формирование их мировоззрения. Кто-то может возразить, что это слишком пафосно. А я отвечу: когда речь идёт о самых важных вещах, пафос просто необходим. Потому что он уводит от сиюминутной повседневности и настраивает на высокую, духовную волну. Павшие герои – это богатыри духа. И находясь рядом с их памятником, воспитываясь на памяти о них и незримо вступая с ними в духовный контакт (у Бога все живы!) дети тоже постепенно вырастают в богатырей. Суворов этому же учил своих «чудо-богатырей», как он называл солдат: «Возьми за образец героя былых времен, подражай ему, догони его, обгони его. Слава тебе!» У детей и подростков обязательно должны быть достойные образцы для подражания. Без этой высокой нравственной планки, до которой надо тянуться и тянуться, воспитание, на мой взгляд, вообще невозможно.

    Второе, на чём был сделан акцент, это нацеленность школы на сотрудничество с семьями. Я с глубоким удовлетворением услышала мудрые слова директора о том, что при поступлении в школу определённые требования предъявляются не к ребёнку, а к его семье! Важно, чтобы семья жила по уставу Православной Церкви или, если это новоначальные христиане, то стремились так жить. Соблюдая это условие, мы избегаем катастрофической ситуации, когда ребёнок оказывается между двух огней: дома учат одному, а в школе – противоположному. Я неоднократно сталкивалась с подобной ситуацией в своей школе, когда родители «сдают» дочку в православную школу, как в аквариум, где тишь да гладь да Божья благодать. А выходя в мир после уроков, она закручивает юбку на поясе, чтобы оголить колени, а дома уплетает копчёную колбасу во время Великого поста. И дело не в юбке и не в колбасе. Дело в том, что мы приучаем ребёнка ко лжи, к двуличию, к лицемерию. Вот что страшно.

    Симптоматично, что школа носит имя Феодоровской иконы Божией Матери – покровительницы семьи. И надо знать историю этой иконы, чтобы ощутить её богатырский дух. Этой иконой родители благословили на брак своего сына, князя Александра Ярославича (будущего – Александра Невского). Вот с каким великим богатырём духа она связана!

    Алексей Михайлович, на мой взгляд, ясно, чётко и совершенно справедливо выстроил логику взаимоотношений, утверждая, что, цель школы – помочь семье воспитать православного христианина. Поэтому в семье должна быть такая же духовная среда, как в школе, а в школе – как в семье. Отсюда замечательный факт того, что некоторые учителя школы, многодетные родители, приводят сюда учиться и своих детей. Таким образом, родительская любовь, семейственность распространяется и на других учеников. Вот почему слова о том, что школа – это второй дом, воспринимаются как чистая правда.

    Третье, на что я обратила внимание, это прекрасная метафора Алексея Михайловича об огуречном рассоле. Чтобы засолить огурцы, надо, прежде всего, сварить качественный рассол. И свежие огурчики, хотят они того или не хотят, засолятся, как надо.

    Связь этой метафоры с духовной жизнью очевидна. В этом «духовном рассоле» много компонентов, важнейшим из которых является молитва. А к молитве приходится себя порой и принуждать. Спасение души требует усилий и упорного труда, поэтому в Евангелии сказано, что «Царствие Небесное силою берётся, и употребляющие усилия, получают его» (Мф.11, 12). Когда я со своими ученицами стояла в храме на молитве, то видела, что некоторым из них нестерпимо скучно. И я поняла, как это исправить. Нужно объяснять детям смысл молитв и богослужений, чтобы они понимали каждое слово, каждый оборот и каждое движение. Тогда вместо скуки будет узнавание, и сможешь почувствовать, как твоя молитва вплетается в общую. А при многократном повторении почувствуешь себя частью церкви как духовного сообщества людей. И придёт радость!

    Понуждать себя надо не только к молитве, но и ко всякому доброму делу, как справедливо заметил Алексей Михайлович. Плохому детей не надо учить, а вот хорошему – надо. Прежде всего, своим собственным примером.

    И напоследок. Большое старинное здание из красного кирпича, в котором располагается школа Феодоровской иконы Божией Матери, высокие потолки, широкие коридоры, кованые перила – всё это производит впечатление основательности, надёжности, почти богатырской. А стоит только взглянуть на директора школы Алексея Михайловича Алябьева, чтобы совершенно убедиться в том, что и во главе школы стоит настоящий богатырь. На его стороне мудрость, сила и любовь.

     

    С уважением и наилучшими пожеланиями,

    Татьяна Владимировна Грудкина

    педагог, писатель, экс-директор православной школы

    им свт.Тихона Задонского (г.Шуя Ивановской обл.)

    Предыдущая запись

    Морской кадетский корпус имени адмирала Г.И. Невельского начал свою работу
    Морской кадетский корпус имени адмирала Г.И. Невельского…
    • ГЛАВНАЯ
    • СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
      • ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ
      • СТРУКТУРА И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
      • ДОКУМЕНТЫ
      • ОБРАЗОВАНИЕ
      • РУКОВОДСТВО
      • ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОСТАВ
      • МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОСНАЩЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. ДОСТУПНАЯ СРЕДА
      • ПЛАТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ
      • ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
      • ВАКАНТНЫЕ МЕСТА ДЛЯ ПРИЕМА (ПЕРЕВОДА) ОБУЧАЮЩИХСЯ
      • СТИПЕНДИИ И МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
      • МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
      • ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
      • ДОСТУПНАЯ СРЕДА
      • ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ТРЕБОВАНИЯ
    • НОВОСТИ
    • ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И УЧЕНИКОВ
      • История школы
      • ЧИТАЙТЕ С НАМИ!
      • Вечная память!
      • Просим помочь школе
      • СЛОВО О ШКОЛЕ
      • ФОТОГАЛЕРЕЯ
      • Виртуальная экскурсия по школе
      • Наши выпускники
      • Грамоты и благодарности
      • 100-летние школы России
      • Наши достижения
        • Подготовка кадет
      • Переход на ФООП
      • Олимпиады и конференции
      • ГТО
    • ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ И ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН
    • ШКОЛЬНАЯ ФОРМА
    • Порядок приема, обучения, отчисления
    • Государственная итоговая аттестация - ГИА, ЕГЭ
    • Безопасность
    • Контакты
    • Электронная информационно-образовательная среда
      • Наличие электронной информационно-образовательной среды
      • Доступ к цифровой (электронной) библиотеке и иным электронным образовательным ресурсам
      • Доступ к электронной системе учета обучающихся, учета и хранения их образовательных результатов (электронный журнал, электронный дневник)
    • ВИДЕОАРХИВ
    • Корпус им. адмирала Г. И. Невельского
    • ПОДГОТОВКА КАДЕТ
    • Поиск
    • Независимая оценка качества условий оказания услуг
    • ГЛАВНАЯ
    • СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
      • ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ
      • СТРУКТУРА И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
      • ДОКУМЕНТЫ
      • ОБРАЗОВАНИЕ
      • РУКОВОДСТВО
      • ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОСТАВ
      • МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОСНАЩЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. ДОСТУПНАЯ СРЕДА
      • ПЛАТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ
      • ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
      • ВАКАНТНЫЕ МЕСТА ДЛЯ ПРИЕМА (ПЕРЕВОДА) ОБУЧАЮЩИХСЯ
      • СТИПЕНДИИ И МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
      • МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
      • ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
      • ДОСТУПНАЯ СРЕДА
      • ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ТРЕБОВАНИЯ
    • НОВОСТИ
    • ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И УЧЕНИКОВ
      • История школы
      • ЧИТАЙТЕ С НАМИ!
      • Вечная память!
      • Просим помочь школе
      • СЛОВО О ШКОЛЕ
      • ФОТОГАЛЕРЕЯ
      • Виртуальная экскурсия по школе
      • Наши выпускники
      • Грамоты и благодарности
      • 100-летние школы России
      • Наши достижения
        • Подготовка кадет
      • Переход на ФООП
      • Олимпиады и конференции
      • ГТО
    • ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ И ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН
    • ШКОЛЬНАЯ ФОРМА
    • Порядок приема, обучения, отчисления
    • Государственная итоговая аттестация - ГИА, ЕГЭ
    • Безопасность
    • Контакты
    • Электронная информационно-образовательная среда
      • Наличие электронной информационно-образовательной среды
      • Доступ к цифровой (электронной) библиотеке и иным электронным образовательным ресурсам
      • Доступ к электронной системе учета обучающихся, учета и хранения их образовательных результатов (электронный журнал, электронный дневник)
    • ВИДЕОАРХИВ
    • Корпус им. адмирала Г. И. Невельского
    • ПОДГОТОВКА КАДЕТ
    • Поиск
    • Независимая оценка качества условий оказания услуг
    Кадетский корпус Группа Вк православной школы

    ЧОУ "Православная средняя школа Феодоровской иконы Божией Матери"

    153005, г. Иваново, ул. Павлова, д.15/26

     

    +7 (4932) 37-59-24